Водянка яичек у новорожденных

Часто педиатры в первые месяцы жизни ребенка шокируют родителей диагнозом – водянка яичек у новорожденных мальчиков. Эта патология заключается в накоплении большого количества серозной жидкости и увеличенным размером мошонки.

Понять, как выглядит водянка, можно при визуальном осмотре половых органов. Если жидкость локализуется у одного яичка, то мошонка будет выпирать только с одной стороны. При двустороннем виде заболевания – кожаный мешочек с мужскими половыми железами увеличен равномерно.

При водянке показано хирургическое вмешательство

Виды патологии

По международной квалификации мкб 10 заболевание относится к коду № 43 и имеет название гидроцеле и спермацели. Патология встречается у 16% новорожденных мальчиков. К 1 году жизни физиологическая водянка, формирующаяся из-за врожденных особенностей, исчезает сама по себе без какого-либо вмешательства. Но существует приобретенный вид патологии, угрожающий здоровью ребенка.

Он делится на 2 подвида:

1. Сообщающаяся или открытая водянка. В организме мальчика перед рождением происходят серьезные физиологические процессы. Так, семенники, находящиеся в брюшной полости, должны пройти в мошонку. В процессе движения они захватывают часть брюшины – влагалищный отросток. Он через некоторое время зарастает и препятствует проникновению жидкости в кожно-мышечное мешковидное образование. При нарушении этого процесса, развивается открытая форма заболевания.
  2. Несообщающаяся или изолированная водянка. Возникает патология до зарастания влагалищного отростка, если жидкость попала в мешочек с половыми железами и ее отток не осуществляется. Этот вид гидроцеле также может развиться при повышенном выделении жидкости оболочками яичек, необходимой для свободного их перемещения в мешочке.

В большинстве случаев несообщающийся вид квалифицируется, как напряженный гидроцеле. При таком течении заболевания накопленный секрет находится под давлением. Сообщающийся тип, наоборот, чаще протекает с отсутствием давления.

Причины развития

Водянка яичка у ребенка может возникнуть по разным причинам:

• перенесенные инфекционные заболевания во время беременности;
  • преждевременное рождение – процессы в организме малыша не завершили формирование;
  • получение травмы половых органов в момент рождения;
  • врожденное не опущение яичка в мошонку;
  • аномальное развитие мочеполовых органов;
  • воспалительные процессы в яичках и придатках;
  • повышенное давление в брюшной полости;
  • нарушения в лимфатической системе.

Помимо этого причины гидроцеле относятся к наследственности и образу жизни матери в период беременности.

Симптомы патологии

Еще до рождения мальчика матери рекомендуется посмотреть фото, где четко видны проявления водянки.

С этими знаниями она легко определит патологию при купании новорожденного малыша:

• одно или сразу два яичка увеличены в размерах;
  • отечность мешочка с семенниками;
  • половой член визуально стал меньше;
  • при легком надавливании заметно перетекание жидкости в брюшную полость.

Физиологическая водянка не вызывает болевых ощущений, при ощупывании малыш не выказывает беспокойства. Но если гидроцеле протекает в напряженной форме, то возможно покраснение кожи на мошонке, повышение температуры тела и другие проявления общего недомогания.

Диагностические меры

Для подтверждения диагноза врач-уролог назначит Диафаноскопию. Эта процедура подразумевает просвечивание мошонки направленными световыми лучами. Если содержимое семенников не просвечивается, то высока вероятность наличия воспалительного процесса.

Структурные изменения в мошонке определяются при помощи УЗИ. Малышу также назначается сдача крови и мочи. Этот биологический материал направляется в лабораторию для выявления сопутствующих заболеваний и осложнений.

Лечение водянки

Медикаментозного лечения гидроцеле не существует. Эта патология в легкой форме должна пройти при достижении 2-х летнего возраста. Если этого не случилось, то необходимо хирургическое удаление.

Особенно, оперативно действовать придется при появлении синюшности мошонки и затвердении яичка. Без операции могут наступить последствия в виде паховой грыжи, распространение инфекции внутрь.

Вмешательство заключается в удалении жидкости, закрытии отверстия к брюшной полости. Длится операция водянки яичка у ребенка не более 30 минут, проводится она под общим наркозом. За 6 часов до начала ребенку не следует давать кушать и пить. Если все прошло без осложнений, то малыша на 2 сутки отправят домой.

В послеоперационный период родителям важно придерживаться правил:

• не мочить шов;
  • использовать антисептические средства;
  • обезболивающие препараты (Ибупрофен, Парацетамол) в крайних случаях;
  • допускать больше двигательной активности;
  • через месяц записаться на прием к врачу.

Проведение операции допустимо при полном здоровье ребенка. После перенесенного заболевания должно пройти не менее 1 месяца. Это время детскому организму необходимо для восстановления иммунитета.

До проведения хирургического вмешательства ребенку может быть назначена медикаментозная терапия. Она направлена на снижение неприятных симптомов и поддержание организма. Антибиотики применяются при выявлении инфекционного характера заболевания. Снизить болевой синдром помогут анальгетики и спазмолитики. Если малыш чрезмерно эмоционален, то возможен прием седативных препаратов.

После хирургических манипуляций с мошонки спадает отечность, ткани стягиваются. Никаких дефектов в половых органах мальчика не наблюдается, тем более что врач делает шов по линии соприкосновения мошонки и лобка.

Другие методы лечения

Многие родители страшатся хирургического вмешательства в детский организм из-за негативного влияния анестезии. Поэтому ищут альтернативные способы устранения патологии. Лечение без операции допустимо в незапущенных случаях.

Для этого используются эффективные методы:

1. Метод аспирации. Проводиться в амбулаторных условиях, не требует специализированного оборудования. В мошонку вводится обезболивающий препарат, затем врач при помощи иглы выкачивает серозную жидкость из пораженных оболочек яичка. После процедуры не возникает воспалений и гематом, об этом говорят множественные отзывы. Через некоторое время потребуется повторная аспирация.
  2. Склеротерапия. Через прокол вводится склерозирующее вещество вместе с рассасывающими препаратами. Объем вводимой жидкости должен соответствовать размеру мошонки. Такая методика позволяет снизить риск рецидива заболевания.

При сообщающемся виде гидрогеле не проводится склеротерапия – это прямое противопоказание. Введение лекарства слишком рискованно, — возможно попадание его в брюшную полость.

Заключение

Избыточное образование и задержка жидкости становится причиной мужского бесплодия во взрослом возрасте. Поэтому родители должны внимательно следить за состоянием половых органов мальчика.

И даже при значительных изменениях отправляться на консультацию к педиатру и выяснять, как лечить патологию. А не обращаться на форум, где молодые мамочки делятся советами по поводу лечения серьезной патологии народными средствами.